Генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков об ассортименте российских магазинов: впереди «совершенно точно катастрофа»

24.11.2022

На сайте информационно-консалтингового агентства INFOLine приведена публикация генерального директора агентства Ивана Федякова о риторике властей и катастрофе на рынке. Далее приведены фрагменты из этой публикации.

«…Я бы охарактеризовал ситуацию с ассортиментом российских магазинов как крайне тяжелую. Если мы экстраполируем текущую ситуацию на несколько кварталов вперед, то увидим, что это совершенно точно катастрофа…

После ухода Siemens, Mercedes, Danon, Coca-Cola и многих других, в моем понимании, не за горами подобные новости про последние крупные иностранные компании, которые пока умалчивают о своих планах…

Параллельно не стоит забывать, что у российских потребителей сейчас другие проблемы. Им не до брендов – большинство россиян живет в парадигме «не до жиру, быть бы живу» и прикидывают, как будут сводить концы с концами. Фактор цены выходит на первое место для большинства покупателей, остальные потребительские качества товара уходят на второй план…

Что сейчас происходит с импортозамещением на потребительском рынке? Во-первых, начался флэшмоб квазибрендов. Формально это новые бренды…

Во-вторых, российские компании создают продукты в новых для себя нишах – напиток «кола» сейчас производят все, кому не лень. В большинстве случаев это продукт, сильно уступающий оригиналу по вкусовым свойствам…

В-третьих, не желая размениваться на эти квазибренды-паразиты без какого-либо рекламного бюджета, торговые сети с удвоенной мощью выпускают сегодня товары под СТМ. Ведь если бренд не поддержан мощной рекламной кампанией, то он просто паразитирует на продажах сети…

В историю с глобальным импортозамещением за счет турецких, китайских, индийских, иранских брендов я не очень верю. Да, поставки идут через третьи страны, но это не те объемы. И я не верю в приход иностранных сетей в Россию…

И дело тут не в санкциях – у нас рынок падающий. Ну, и не стоит забывать, что для иностранцев Россия – страна в состоянии частичного военного положения, напавшая на соседнее государство. Так что им интереснее другие рынки, которые не находятся в столь плачевном состоянии…

По моим оценкам, на сегодня до трети магазинов в большинстве сетей приносят собственникам убыток – фронт-маржа не покрывает текущие операционные расходы…

Последствия спецоперации, уход международных брендов и падение покупательной способности уже отражаются на бизнесе розничных компаний. Непродовольственный сегмент ритейла сейчас сидит «в глубочайшем минусе»…

По моим прогнозам, с начала 2023 года мы будем наблюдать закрытие части магазинов из самых разных розничных сегментов. Компании будут оптимизировать свою физическую розницу…

Я полагаю, что для начала они будут сокращать сеть на 10%, чтобы убыток не тянул остальные магазины на дно. На этом фоне будет только активнее процветать онлайн-торговля. У участников этого рынка появится больше партнеров –  и бывших поставщиков офлайн-розницы, и селлеров, которые работают по параллельному импорту и везут контрафакт в страну без согласия правообладателей товарных марок и без необходимых разрешительных документов… 

Пока света в конце тоннеля я не вижу…»

Полный текст публикации – на сайте INFOLine.