Осташёв А.М.                                                                               Азбука крепежа
Какая польза от классификации крепежа?

Прежде чем начать публикацию терминов крепежа в нашей азбуке, хотелось бы поразмышлять о том, с какой точки зрения можно рассматривать крепёж. Потребитель, продавец, монтажник-сборщик, конструктор, изготовитель и таможенник могут выделить в описании крепёжного изделия разные «черты». У каждого из них свой толковый словарь, а хорошо бы он был один – общий. Построению такого словаря может помочь тщательно составленная классификация.

О классификациях крепежа
Взглянем на существующие классификации крепежа. Именно классификаторы должны строиться по строгим правилам и отражать типовые характеристики изделий. Если мы обратимся к литературе, мы увидим чаще всего описание классификации, соответствующее указателю ГОСТов. На многих сайтах мы найдём одинаковые цитаты: «Широко применяемые в машиностроении неподвижные соединения делят на два вида: разъёмные и неразъёмные…», и далее приводится текст, размещённый в рамке.

Классификатор государственных стандартов крепёжные изделия общемашиностроительного применения относит к группе ГЗ, которая включает в себя следующие классы: Г31 - болты; Г32 - винты, шпильки; ГЗЗ - гайки; Г34 - заклёпки; Г36 - шайбы, шплинты; Г37 - штифты; Г38 - прочие промышленные метизы. В настоящее время разработаны и освоены в различных отраслях машиностроительного комплекса многие виды прогрессивных крепёжных изделий, которые отсутствуют в Классификаторе государственных стандартов. Разнообразие крепёжных изделий по конструктивным, технологическим, функциональным и другим признакам затрудняет исчерпывающую классификацию и описание их. Однако все крепёжные изделия можно разделить на пять групп. Основой классификации является один наиболее характерный признак, определивший название каждой группы, а именно:

крепёжные изделия массового применения;
высокопрочные резьбовые крепёжные изделия;
крепёжные изделия для односторонней постановки и безударной клёпки;
крепёжные изделия для высокоресурсных и герметичных соединений;
крепёжные изделия для соединения полимерных композиционных материалов.

Условность предложенной классификации заключается в том, что в каждой группе имеется определённая номенклатура крепёжных изделий, которые можно отнести к другой группе. Например, в группе крепёжных изделий для односторонней постановки и безударной клёпки некоторые конструкции болтозаклёпок предназначены для высокоресурсных соединений или для соединений композиционных материалов. В то же время каждая из групп включает крепёжные изделия нескольких классов по Классификатору государственных стандартов. Например, в группу высокопрочных крепёжных изделий входят классы болтов, винтов, гаек, в группу высокоресурсных - классы болтов, заклёпок и т.д.

Однако предложенная классификация позволяет конструкторам и технологам сравнительно легко разобраться в большом разнообразии крепёжных изделий и учесть специфические особенности их при проектировании и разработке технологических процессов сборки разъёмных и неразъёмных соединений, а также окажет помощь специалистам, занимающимся проектированием и организацией специализированного производства крепёжных изделий.

Прогрессивные крепёжные изделия / В.Г. Петриков, А.П. Власов - М.: Машиностроение, 1991


Прошло немало времени после написания этой книги и, вероятно, многие читатели согласятся со мной, что настала пора вернуться к вопросу о классификации.
В каких нормативных документах сегодня можно ещё найти классификацию крепежа?
- Можно найти, например, в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая используется в практике международной торговли.
Данный классификатор по теме крепежа тоже несовершенен и нуждается в доработке. Это следует, например, из специального защитного расследования в отношении возросшего импорта машиностроительного крепежа, которое проведено Минпромторгом. В идеале хорошо бы существовал общепринятый международный классификатор крепежа с цифровыми кодами или условными сокращениями. Тогда появилась бы однозначность в идентификации крепежа на всём его маршруте, и упростилось бы решение конструкторских задач. В настоящее время перевод терминов по крепежу представляет большие затруднения, переводчикам часто приходится заниматься словотворчеством.
Исходная и наиболее точная классификация крепежа сегодня может быть составлена с учётом максимально полной информации от лиц, чья деятельность связана с крепежом.

В статье «Классификация крепёжных резьбообразующих элементов» (авторы - С.Я. Березин, Р.Е. Чумаков), опубликованной в журнале «Сборка в машиностроении, приборостроении» (№5, 2006), представлен новый подход к классификации крепёжных резьбообразующих элементов (КРЭ). На основе анализа современных промышленных классификаторов проведена систематизация основ¬ных признаков КРЭ, включая нестандартные кре¬пёжные детали отечественного и зарубежного производства. Создана классификационная система, включающая три группы признаков: функцио¬нальные, технологические и конструктивные, ко¬торые полностью описывают структуру и свойства крепёжных резьбообразующих элементов.



Схема формирования признаков крепёжных деталей


На наших журнальных страницах мы не будем глубоко углубляться в скрупулёзные исследования о происхождении тех или иных терминов и строить «деревья» возможных вариантов классификации. Предоставим возможность таких исследований учёным людям.
А пока мы своими публикациями вместе с нашими читателями будем готовить почву для этих научных трудов по крепежу.

Какую информацию должно содержать определение крепёжного изделия?
Вероятно, это может быть информация (прямая или косвенная):
1. о назначении
2. о принципах крепления
3. о способе монтажа
4. о материалах крепежа
5. о материалах, для которых предназначен крепёж
6. и др.

Первое слово в нашей азбуке
Начнём с буквы «А» и с изделия, необходимого при монтажных работах. Начнём со слова «анкер». Какие толкования слова «анкер» можно найти в разных первоисточниках?
Анкер – железная скрепа в каменной кладке. (Словарь Ушакова)
Анкер – крепёжное устройство, заделываемое в какой-либо неподвижной конструкции или грунте. (СНиП)
Анкер – металлическая деталь, закладываемая, забиваемая или заворачиваемая в подготовленные в твёрдых основаниях (камень, бетон, кирпич и т.д.) отверстия, для крепления с её помощью элементов конструкции. (сайт www.metizi.com)
Анкер – металлическая (обычно стальная) конструкция, закрепляемая в строительных материалах (бетон, кирпич и т.д.) и имеющая резьбовой элемент (болт, винт, шпильку, втулку с метрической резьбой) для присоединения достаточно тяжеловесных и нагруженных узлов, деталей или конструкций. (Что мы знаем об анкерах и дюбелях?/ С.В. Клементьев - Волгоград: ООО «Криг»,, 2004 - Редакция может подписчикам выслать копию этой книги)
Мне представляется предпочтительным третий вариант. Косвенно в этом варианте содержится информация, что анкер предназначен для тяжеловесных конструкций. На это указывает характеристика материалов в определении (анкер – из металла, основание – твёрдый строительный материал).
Родственным термином является термин «анкерная крепь», применяемый в горных работах. В этой отрасли «анкер» и «анкерная крепь» - синонимы и устоявшиеся названия. Заметим, что первые сведения o применении анкеров для крепления горных выработок относятся к 1900 году, так сказано в «Горной энциклопедии».

Анкер – металлическая деталь, закладываемая, забиваемая или заворачиваемая в подготовленные в твёрдых основаниях отверстия, для крепления с её помощью элементов конструкции.


Приглашаем высказать своё мнение, может Вы дадите определение, отличное от вышеприведённого?
А может Вы продолжите изложение Азбуки крепежа?
Будем рады сотрудничеству. Наш e-mail: info@fastinfo.ru, тема «Азбука крепежа».


Классификация крепежа и развитие бизнеса
Замечу, что у классификации крепежа есть другая сторона, которая очень даже связана с бизнесом по продаже крепежа и, особенно, в наших кризисных условиях.
О чём это я? – А о том, что сегодня на крепёжном рынке много конкурентов при уменьшенном количестве клиентов.
Мой вариант ответа на вопрос «Что делать?» такой: займитесь неформальной классификацией крепежа в своей фирме со всеми вытекающими из неё последствиями. Признаков для классификации может быть масса. Можно ли найти главное звено в цепочке признаков? Наверное, можно. Позволю ещё один наводящий вопрос: «Кому нужен вот этот крепёж?» Вы, вероятно, поняли, что здесь начинается разговор о сегментации рынка покупателей вашего крепежа. От придуманного вами или вашими сотрудниками оригинального варианта классификации крепежа вы можете построить мостик к сегментации рынка и построению планов развития бизнеса.
Если вам, начавшим, как и многие, в лучшие времена торговлю крепежом по образу и подобию своего соседа, было прежде совсем неплохо, то сейчас, будучи на «дне», самое время искать и применять новые идеи. Вариант заняться демпингом вас не обогатит, скорее всего, и не прокормит. Откатные варианты я не рассматриваю – это атавизм. Следующий вариант – делать как раньше в ожидании очередных лучших времён. Другая альтернатива – выбирать сегменты потребителей и «окучивать» в хорошем смысле этого слова. Даю схематичные пояснения на примерах.
Пример 1. Вы начали продавать заклёпки.
То есть, если вы в своей классификационной схеме занесёте заклёпки в группу неразъёмного быстроуставливаемого крепежа для тонких листов, с подготовленным отверстием и односторонней вытяжной постановкой и т.д., вы затем с помощью вашего маркетолога через несколько этапов работы выйдите на группы потенциальных покупателей. Вам «останется» изучить: что этим покупателям нужно – какой крепёж и всё другое, что в ваших силах поставить. Для установки заклёпок нужны разные инструменты, в том числе свёрла очень определённого диаметра (Статья «Точность отверстия при установке крепежа решает многое» / журнал «Крепёж, клеи, инструмент и ...» №2, 2009). А как вы знаете, кроме заклёпок для соединения тонколистовых деталей может применяться очень разный крепёж. Почему бы его не предложить вашим клиентам?
Может быть, в данном случае вы лично про эти заклёпки всё указанное выше знаете, а вот ваш маркетолог этого в полной мере не знает. (А кто у вас выполняет работу маркетолога? – это очень актуальный вопрос для большинства российских фирм, но он из другой сферы)
Пример 2. На вашем складе «оказался» новый крепёж – винты для бетона.
Изучая вопрос «В какую группу крепежа отнести эти изделия?», вы «обнаружите», что этот крепёж идеально подходит для сквозного монтажа без предварительной установки дюбелей. Далее ваш специалист по маркетингу методично переберёт всё, что можно крепить таким способом к стенам, потолку... и найдёт группы монтажников – тех, кому этот крепёж очень облегчит работу. Итак, ниша найдена, начинайте продавать им крепёж и узнавайте, чего ещё не хватает этим монтажникам.

Из всего этого получается: чем точнее, полнее и всестороннее мы опишем крепёжное изделие, тем понятнее будет всем, что же делать дальше с этим крепежом – кому предложить, куда забить или закрутить и как, в конце концов, заработать с его помощью денег.
Поэтому, классифицируя крепёж, которым вы торгуете, возможно, вы посмотрите на него другими глазами, обнаружите новые качества и в итоге выйдите на новый сегмент рынка.
Когда в 60-х годах ХХ века специалисты концерна «Форд» решили «разобраться» с крепежом, они тоже начали создавать классификацию крепежа, применяемого в автомобиле. (Статья «Из истории нормализации крепёжных изделий концерном «Форд» /журнал «ШиГ» № 04, 1999).